Старушка-школа с молодым лицом

   

С давних времен сохранились легенды о Семи Чудесах Света.

И хоть почти ничего не осталось от этих чудес,

но они живут в летописях, легендах и памяти народов.

Со временем появилось выражение "Восьмое Чудо Света". Ведь в любой стране есть свои уникальные и неповторимые творения человеческих рук и ума.

Одним из таких Чудес Измаила считается здание общеобразовательной школы №2 І-ІІІ ступеней. Вышеназванное учреждение - одна из центральных школ города, и так сложилось исторически, что она начинала свою жизнь с женской гимназии... Школе более 110 лет и она является самой старой в городе, здание школы является памятником архитектуры областного значения. 

В настоящее время школа является самой популярной в городе, и это неспроста… Школа имеет хорошую образовательную базу и дает глубокие знания по предметам. Также учащиеся имеют возможность заниматься дополнительно для закрепления навыков и углубления знаний.

Школа по праву может гордиться своими учительскими династиями - бывшими выпускниками школы, а ныне учителями: Татьяной Власовной и Аллой Леонидовной Щербаковыми, Натальей Николаевной Диджюлене и Иолантой Антонасовной Диджюлите, Марией Яковлевной Крюковой и Ольгой Замашкиной. В школе работает 17 учителей – бывшие выпускники школы, которые продолжают эстафету учительских поколений школы № 2.

Много лет отдали школе преподаватели Сильвия Фраймовна Диамант, Зинаида Викторовна Михота, Любовь Устиновна Свентух, Алла Ивановна Писаренко, Ольга Спиридонова Брылко, Бойчева Наталья Павловна, Диджюлене Наталья Николаевна, Лисничук Людмила Николаевна, Янчева Елена Павловна, Абрашкина Инна Викторовна. В школе работает 61 учитель, из них – 7 методистов, 11 «старших учителя», 1 отличник образования Украины, 29 специалистов высшей категории, 9 учителей первой категории, 8 второй категории, 14 специалистов.

Свой столетний юбилей школа встретила с новым знаменем, эмблемой и гимном.



История школы

 

Открытие четырехклассной женской гимназии

         После присоединения Бессарабии к России в 1878 году появились новые предпосылки экономического и культурного развития Измаила. Во всех сферах происходили определенные изменения и реформы. Не осталась без внимания и сфера образования. Учебные заведения привлекали к себе наибольший интерес, так как они - фундамент формирования личности: её характера, мировоззрения, позиции гражданина.
        Так, 28 сентября 1880 года в городе была открыта четырехклассная женская гимназия на 68 мест. Располагалась она в наемном доме купца М.Кариери на углу улиц Александровской и Верхне-Дмитриевской (ныне пр. Суворова и ул. Октябрьская). Здание было построено первоначально под гостиницу и приспособлено под гимназию. Как всякое приспособленное здание, оно было мало пригодным для нормального процесса обучения. На первом этаже три темноватые комнаты, служившие раздевалками для девочек, четыре комнаты занимала квартира начальника гимназии. На втором этаже располагались восемь классных комнат, физический кабинет, учительская и два темных коридора.


Строительство женской гимназии

       В 1892 году в гимназии обучались уже 177 учениц. Естественно, такое помещение отцов города удовлетворять не могло, поэтому в этом же году Измаильский коммунальный совет под председательством городского головы И. Захариади направил ходатайство Бессарабскому губернатору о выделении ссуды в размере 30 тыс. рублей на строительство нового здания для Измаильской женской гимназии. В течение восьми лет, пока просьба и ходатайство ходили по инстанциям, гимназия сумела скопить собственные средства, 8 тыс. рублей, которых как раз хватило на заготовку камня и извести для начала строительства. Измаильская городская управа выделила участок земли в центре города. Но нужной суммы всё еще не было.
       И вот, в апреле 1900 года, попечительский совет гимназии обратился в дирекцию Измаильского коммерческого училища с ходатайством о выдаче ему ссуды в размере 22 тыс. рублей. Требуемая сумма нашлась. Откуда? Оказывается, в 1865 году четырнадцать местных купцов - негоциантов договорились отчислять процент своего годового оборота, и образовавшийся капитал направить на благотворительные цели в Измаиле. Собравшись на совещание в особом зале коммерческого казино (ныне здание, всё еще считается кинотеатром "Победа") 21 ноября 1865 года, они составили и подписали дарственный акт городу. 
       Составление плана и сметы постройки было поручено одесскому архитектору В.Шмидту, подряд на строительство взяли измаильские жители И.Афутин и Н.Думицкий, которые пообещали сдать здание 1 августа 1902 года. Своё слово сдержали: 8 сентября (22 по новому стилю) 1901 года в присутствии властей и граждан Измаила состоялось освящение здания. В акте приемной комиссии архитектор В.Шмидт писал: "Здание производит чрезвычайно приятное впечатление в смысле прочности и доброкачественности всех работ".


Архитектурный стиль и интерьер здания

       Это двухэтажное здание из жжёного кирпича, с одноэтажной пристройкой во дворе, в которой предусматривалась квартира для начальницы гимназии, и сегодня радует глаз индивидуальностью своего архитектурного стиля, непохожестью на унылые типовые школьные здания архитектурной мысли середины - конца XX века.
Парадный вход (с пр. Суворова) предназначался для особо торжественных случаев, гимназистки же входили с бокового входа с ул. Кирова. Нынешние школьники привычно попадают в здание с ул. Бендерской, со двора.
       По сохранившимся воспоминаниям выпускниц гимназии, в коридоре на первом этаже было большое зеркало (сейчас тоже есть, но поменьше и явно более позднего периода). Рядом висела мраморная доска с фамилиями людей, принимавших участие в строительстве здания гимназии. На первом этаже разместились классные комнаты, кабинет начальницы, а в просторном помещении, где сейчас обустроен спортзал, был зал для молебнов. Думается, даже у тех, кто не знает о прежнем назначении этого помещения возникает недоумение по поводу поддерживающих потолок дорических колонн, явно мешающих нынешнему поколению школьников развернуться в полную силу на уроках физкультуры.
       На второй этаж вели две лестницы - одна широкая, мраморная, застеленная ковровой дорожкой, для преподавателей и другая, не столь широкая, на ступеньках которой "гимназистки румяные... грациозно сбивали талый снег с каблучка". Ковровой дорожки, конечно же, нет давным-давно, а по парадной лестнице теперь дозволено подниматься всем.


Система образования учебного заведения

       После постройки здания прогимназия была преобразована из четырехклассной в восьмиклассную. Гимназия давала глубокие знания, в первую очередь, по языкам - государственному румынскому, с первого класса изучали французский, с третьего - латинский, а с четвертого - немецкий, а в седьмом - восьмом классах и греческий. Фундаментально изучались науки природоведческие и физико-математические. В старших классах вызывали интерес такие предметы, как логика, право, политическая экономия, философия. На должном уровне были уроки физкультуры, рисования, пения, рукоделия и домоводства. Широкий круг знаний по многим предметам помогал в выборе будущей профессии. Особое место занимали уроки религии и нравственного воспитания. Много внимания в программе уделялось домоводству и рукоделию. Каждый день из каждого класса часть девочек шла готовить обед. Старшеклассницы на внесенные всеми деньги закупали на рынке продукты для заранее составленных меню и готовили под руководством учителей. За обедом оценивали изготовленные блюда. На уроках шитья и рукоделия учились шить на себя бельё и верхнюю одежду, а также вышивали, вязали крючком и на спицах. Учебный год делился на три триместра. В конце каждого проводились контрольные работы по всему материалу. Оценки выставляли по 10-бальной системе, она давала возможность более точно определять качество знаний.
       Десятью баллами оценивались поведение, посещаемость и успеваемость. При исключительных успехах можно получить 10 по языку, математике, физике, истории. Отличников как таковых не было. Были первая, вторая, третья ученица класса, кроме этого были поощрительные награды по предметам. Места определялись поведением, посещаемостью и средним баллом успеваемости за год. Работа с учащимися продолжалась и в свободное от уроков время. Учителя проводили различные мероприятия. Правда, все они были только на румынском языке.
       По воскресеньям они ходили всем классом в церковь, а перед Рождеством и Пасхой исповедовались, причащались, мирились с теми, с кем были в ссоре.
По окончании восьми классов сдавали экзамены на звание бакалавра: три письменных - по государственному, французскому и латинскому языкам и семь устных предметов: те же языки, а также история, география, философия, право, природоведение. Поступали в Измаильскую гимназию из других городов и сел. Приезжие жили в интернате при школе. Форма была обязательной: черное платье с двумя складками и пояс, белый воротничок и бант: для гимназисток 1-4 классов - в белую и красную клетку, для старших - голубой в белую горошину. Волосы убирали под черную сеточку с черной ленточкой вокруг головы. На левом рукаве ниже плеча пришивали черный квадрат с вышитым желтыми нитками номером. Была и другая форма, напоминавшая пионерскую, белая кофточка с жилетами и эмблемными пуговицами, а также треугольный оранжевый галстук, темно-синяя юбка со складками, ремень с эмблемной пряжкой. На голове - белый берет. Эту форму надевали в дни национальных праздников.
        На улицах города, в центре гимназистки могли появиться только в форме. Вечером время прогулок было ограничено. Дежурные учителя записывали номера нарушителей, и следовали объяснения. Родительских собраний не было, и родителей не вызывали. С воспитанницами обращались корректно, с уважением, все вопросы разбирали без родителей.
        Гимназистки отличались большой самостоятельностью, независимостью, воспитанностью, манерой держаться, поведением. Обучение было платным. Не уплативших не допускали к занятиям. Некоторые по этой причине отсеивались. Способных и перспективных из малообеспеченных семей поддерживали. Сдавшим экзамены по основным предметам назначали стипендию, "бурсу". 


Педагогический состав

         Начальницей гимназии с первых дней ее основания была Екатерина Зиро, затем она стала ее попечительницей, оставив после себя фонд для бедных учениц гимназии.
         В 1915 году в помещении этого учебного заведения размещались вечерние курсы сестер милосердия. В мае 1917-го здесь был основан английский госпиталь Красного Креста.
        До 1918 года гимназию возглавляла Мария Михайловна Кузина, уволенная румынскими властями за то, что отказалась принять присягу на верность королю Румынии. Последней начальницей гимназии была Лукерция Константиновна, эмигрировавшая в 1944 году в Румынию.
Преподаватели гимназии в большинстве своем были высококвалифицированными специалистами, отлично знавшим свой предмет. Они не заглядывали в какие-либо конспекты, как это было принято в советской школе, где планы-конспекты были обязательны.
В 1944 году, после освобождения Измаила, уже школу, возглавила Наталья Александровна Крымская и была ее директором до 1969 года.  Педагоги,  проработавшие в школе более 30 лет, хорошо помнят эту энергичную, волевую женщину.
      После Н.А.Крымской директорами школы были Геннадий Витальевич Сарвиров, Петр Миронович Аркуша, Феофан Александрович Тазерман, Елена Алексеевна Аврамова,  Павел Иванович Золотарев. Сейчас "штурвал" правления уверенно держит в своих руках Цыбулько Татьяна Михайловна.