Главная » Файлы » Информация о школе » Информация для родителей |
14.01.2013, 17:24 | |
Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Любой учитель скажет, что пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации. Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие: - возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем; - возросший объем работ как на уроке, так и дома; - новые требования к урокам и новые учителя; - необходимость много работать самостоятельно и т.д. По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих
пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а
зачастую и появление страхов Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего, родители) обязательно придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою неуверенность ребенку, не делились с ним своими страхами. Для того, чтобы чувствовать себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся тревожному ребенку небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой как талисман. Лучше всего, если консультант расскажет об использовании талисмана ребенку и родителям вместе. Полезно напомнить о том, что люди во все времена пользовались талисманами. Их брали с собой на охоту в древние времена, их носили солдаты, уходящие на войну, да и сегодня люди, особенно нуждающиеся в успехе (летчики, спортсмены, солдаты, каскадеры) ими не пренебрегают. Объясните, что талисман всегда дарит какой-нибудь очень близкий, любящий и любимый человек - и поэтому талисман напоминает об этом человеке, придает ощущение того, что этот человек рядом с тобой, что он помнит о тебе и поддерживает тебя. Если ребенок достаточно взрослый, то ему можно рассказать о принципе ассоциации (или условного рефлекса): талисман вызывает воспоминание о близком и/или особо значимом человеке по ассоциации. А это воспоминание успокаивает, снимает волнение. В свою очередь, спокойное состояние сильно повышает шансы на успех. Поэтому, независимо от своих магических свойств, талисман приносит удачу (а если у него есть еще и магические свойства - тем лучше). Первое время талисман надо брать с собой в тех случаях, когда успех практически гарантирован: тогда в добавок к ассоциациям с близким человеком он "обрастет" также успокаивающими ассоциациями с удачей, успехом. Если же несколько раз подряд он окажется связан с неудачей (например, с плохо написанной контрольной в школе), то от него надо отказаться, по крайней мере на некоторое время, пока не забудутся ассоциации с неудачами. Если в какой-либо очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную успокаивающую функцию и лежа дома - надо только почаще о нем вспоминать. Отнюдь не является трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила оказалась исчерпана - это тоже мотив, широко распространенный в культуре; быть может, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам опасности (подобные игры с самим собой - обычная составляющая психологических техник саморегуляции). Все эти объяснения - важный элемент техники работы с талисманом. Они должны быть даны ребенку и родителям убедительно, в понятных им словах. Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со специальными добавками - морской солью или травами (сборы трав, оказывающие успокоительное действие на нервную систему, продаются в аптеках без рецепта). Очень хорошее действие оказывает теплый душ перед сном - но не горячий и не холодный (и тот, и другой возбуждают), а примерно температуры тела, приятный для кожи и ощущаемый как "нейтральный". Очень полезны занятия спортом, особенно - плаванием. При особо высоком уровне тревоги можно рекомендовать родителям обратиться к врачу (психиатру или невропатологу); медицина располагает широким арсеналом медикаментозных средств, снижающих тревогу. Это различные транквилизаторы. Назначать их может только врач, а ни в коем случае не психолог и не сами родители. Еще раз повторим, что этим путем следует идти только при очень сильном повышении тревоги. Злоупотреблять транквилизаторами нельзя. Во-первых, к ним со временем наступает привыкание, проявляющееся в повышении толерантности (снижении чувствительности) к ним; для достижения прежнего эффекта приходится повышать дозу, а при этом растут побочные действия, имеющиеся у всех без исключения транквилизаторов. Во-вторых, их использование препятствует выработке механизмов психологической защиты, которые формируются, если тревога преодолевается чисто психологическими средствами. Родителям следует рассказать, как взрослый может
целенаправленно строить общение небольшой группы детей. Поначалу ребенка надо
учить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия
взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь, подсказка в
случае конфликта или выпадения из общего дела. Предположим, дети не могут сами
придумать, чем им заняться. Тогда взрослый должен подсказать им какую-нибудь
интересную игру. Как только они начали играть, он отходит в сторону,
представляя дальнейшую инициативу им самим. Но вдруг снова возникает
затруднение - например, двое ребят поспорили, кому из них достанется самая
интересная роль. Тут взрослый снова вмешивается, помогает решить спор (скажем,
предлагает ввести в игру еще одну не менее привлекательную роль) и снова
отодвигается на задний план. Детям проще всего общаться со старшим ребенком: он
охотно берет на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнение
его указаний. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный
авторитет возраста. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении,
полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми.
Следующий этап в развитии навыков общения - это контакты с младшими. Теперь уже
он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его
пока еще не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие.
Самое трудное - это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому находить
"золотую середину" между командованием и подчинением, все время
соотносить свои намерения с желаниями других детей. Начиная с предподросткового возраста можно
рекомендовать, помимо игровых, рациональные средства анализа ситуаций общения,
моделировать и разбирать с ребенком различные случаи конфликтов, искать способы
их конструктивного разрешения. Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы (Баранова Н. Н.) Золотые правила воспитания для родителей, Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится
в этом, Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми
достоинствами и недостатками, Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его
возможности, Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его
мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место, Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему
возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым, Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся
мечты и желания, Помните, что воспитывают не слова, а личный пример, Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми,
особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и
уникален, Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким,
как вы хотите, Помните, что ответственность за воспитание ребенка
несете именно вы. Возрастные особенности младшего подростка: 1. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; 2. повышенная утомляемость; 3. стремление обзавестись верным другом; 4. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; 5. повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил” в классе; 6. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; 7. отсутствие авторитета возраста; 8. отвращение к необоснованным запретам; 9. восприимчивость к промахам учителей; 10. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; 11. отсутствие адаптации к неудачам; 12. отсутствие адаптации к положению "худшего”; 13. ярко выраженная эмоциональность; 14. требовательность к соответствию слова делу; 15.
повышенный
интерес к спорту. Признаки успешной адаптации: 1. удовлетворенность ребенка процессом обучения; 2. ребенок легко справляется с программой; 3. степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; 4.
удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Трудности адаптации пятиклассников в школе Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Признаки возникшей дезадаптации школьника:Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне, Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить Усталый, утомленный вид ребенка,внимание на другие темы, Нежелание выполнять домашние задания, Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников, Жалобы на те или иные события, связанные со школой, Беспокойный ночной сон, Трудности утреннего пробуждения, вялость, Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Чем можно помочь ? Первое условие школьного успеха пятиклассника —
безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже
столкнулся или может столкнуться. Создавайте условия для развития самостоятельности в
поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности,
за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник
нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда
может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый
авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания.
Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом
авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе,
многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у
ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с
друзьями в семье, с родителями. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка,
постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным
руководителем или психологом. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях
являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный
климат в семье для ребенка. | |
Просмотров: 1033 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |